Классификация игр, необходимых для развития детей раннего возраста
Сенсорные игры. Сенсорика -от лат-чувство, ощущение. Эти игры дают опыт работы с самым разнообразными материалами: песком, глиной, бумагой. Они способствуют развитию сенсорной системы: зрения, вкуса, обоняния, слуха, температурной чувствительности. Все органы данные нам природой, должны работать, а для этого им необходима «пища»
Моторные игры (бег, прыжки, лазание). Моторика-двигательная активность. Не всем родителям нравится когда ребенок бегает по квартире, залезает на высокие предметы. Безусловно, прежде всего надо подумать о безопасности ребенка, но не стоит запрещать ему активно двигаться.
Игра-возня. Это ещё одна разновидность игр, необходимых для развития ребенка. Взрослые часто запрещают подобные игры, считая их слишком шумными и не приносящими пользы. Но даже такая незамысловатая игра, как «куча мала», учит детей взаимодействию друг с другом, умению своим телом, выплескивать свои эмоции. Чтобы ребенок получил опыт игры-возни, папы могут померяться с ним силой. Ребенок от подобного общения придет в восторг, а кроме того научиться принимать и победу и поражение.
Именно от года до трех лет у детей формируется образ «телесного Я», они начинают осознавать свое тело, учатся управлять им.
Пусть ребенок знакомится с окружающим миром: щупает, смотрит. Нюхает, кувыркается.
Языковые игры. Это эксперименты со словами, звуками. Иногда дети доводят родителей до исступления, выкрикивая в течении дня оду и туже бессмысленную фразу. Лучше подключиться к игре, например, добавить несколько рифмующихся слов.
Ролевые игры. Они начинают привлекать детей ближе к 2.5 годам. И еще раньше дети начинают кормить кукол, укладывать их спать, ну в точь-в точь как мама. Это зеркальное отражение поведения взрослых позволяет родителям узнать, как воспринимают их дети.
Выбирая игру для ребенка, надо следовать главному принципу: игра должна соответствовать возможностям ребенка, быть для него привлекательной.
Сенсорное развитие ребенка
Почему акцент в выборе игр для детей раннего возраста стоит делать на сенсорные и моторные игры
Сенсорный уровень игры является базовым для дальнейшего развития высших психических функций: восприятия, памяти, внимания, воображения, мышления, речи.
Двигательная активность развивается в определенной последовательности: противостояние силам гравитации (ребенок поднимает голову, переворачивается на бок, на живот), ползание, лазание, ходьба, бег. Например, при ползании формируются:
- зрительная моторная координация, определяющая в последствии манипуляцию с предметами, рисование, письмо;
- межполушарное взаимодействие-координация взаимодействия левой и правой частей тела, что теснейшим образом связано с развитием речи и мышления;
- ориентация в пространстве;
- чувство равновесия.
Сенсомоторное развитие возможно лишь при взаимодействии ребенка со взрослыми, которые обучают его видеть, ощущать, слушать и слышать, т.е. воспринимать окружающий его предметный мир.
Ведущая деятельность детей до 3 лет предметно-игровая. То как взрослый играет с ребенком, каким жизненным опытом его обеспечивает, существенно влияет на эмоциональное развитие, способности к учебе и умение приспосабливаться к взрослой жизни.
Отстающие в моторном развитии дети медлительны, тонкие дифференцированные движения удаются им с трудом, переключаемость и последовательность движений нарушена.
Развитие умственных способностей детей
Понятия
- Обращайте внимание детей на видимые связи понятий и предметов в окружающей обстановке, таких как тень на полу, линии в рисунке ковра.
- Читайте книги и истории, где имеются повторяющиеся понятия и действия («Волк и семеро козлят, «Три поросенка»).
- Давайте детям задания нарисовать предметы с противоположными значениями, например, тонкую и толстую линии, цветной и черно-белый рисунок.
- Обсуждайте с детьми времена года, очередность месяцев, дней в неделе.
- Поговорите об организме человека, Как мы вдыхаем и выдыхаем воздух Как бъется наше сердце.
- Разучите с детьми стихи в которых есть обозначение понятий. Например: плечи, коленки, носки, голова, носики, ушки, рот и глаза.
- Привлекательность новизны меняйте детские игрушки, делайте перестановку в комнате и привлекайте к процессу детей.
- Прячьте на время часть игрушек, а потом возвращайте.
- Вырезайте с детьми из бумаги силуэты игрушек.
- Попробуйте говорить простые слова наоборот.
- Перекрестные движения . Левое полушарие контролирует правую сторону тела, а правое контролирует левую. Мы нуждаемся в равноценной работе обоих полушарий, необходимо формирование межполушарного взаимодействия
- Начинайте каждый день с зарядки
- Играйте в «Ладушки»
- Разучите несколько движений на координацию
- Двигайтесь под музыку
- Расположите предметы на столе так, что бы детям надо было тянуться за ними
- Поиграйте в игры где надо ползать по полу
- Сажайте детей на колени и читайте вместе с ними книги.
- Возможность выбора. Предлагайте так, чтобы оставить детям возможность выбора
- Ограничьте выбор тремя вариантами. Дети теряются при слишком большом выборе.
- Привлекайте детей к решению семейных проблем, давая им право голоса.